С. П. Капица

Только дети ждут своего дня рождения и радуются его приходу, когда от родителей и друзей они ожидают поздравления и подарки. Юбилеи же подкрадываются к взрослому человеку незаметно и, быть может, даже нежданно. Но в первую очередь благодаря друзьям и их приятелям юбилеи принято отмечать. Более того, с возрастом юбилеи приходят все чаще, а друзья, к сожалению, все реже. Так и сейчас мы напоминаем Юрию Петровичу о наступлении такого дня, когда возникает повод для встреч, подарков и воспоминаний.

С Юрием Петровичем я впервые встретился в 1970 году на спектакле «Добрый человек из Сезуана», который был поставлен как выпускной спектакль в училище Вахтанговского театра. На меня спектакль произвел громадное впечатление, и тогда начались, вместе с моей женой Таней, наши контакты и дружба с Таганкой. Мы не только видели все спектакли, но Таня приходила на премьеры с блюдом домашних эклеров, которые пользовались неизменным успехом.

На спектакль был приглашен и мой отец Петр Леонидович Капица, и эта встреча ученого и режиссера положила начало их многолетней дружбе. Отец во многих случаях помогал Юрию Петровичу не только советами и поддержкой, но и тем влиянием, которое он имел. Отец также любил всевозможные фокусы и как-то подарил Юрию Петровичу обруч с гвоздем. Если его надеть под парик, то полное впечатление, что гвоздь проткнул голову, что и нашло применение в «Мастере и Маргарите».

С 1980 года я стал членом Художественного совета и хорошо помню наше заседание после генеральной репетиции «Бориса Годунова» в 1982 году. В эту эпоху безвременья к спектаклю всячески придирались, начиная с того, что в костюме Самозванца, одетого в тельняшку и которого замечательно играл Валерий Золотухин, увидели намек на Андропова, в молодости служившего на флоте. Я же этот спектакль, который тогда запретили, считал самым значительным из всего виденного на Таганке. Об этом и сказал, добавив к этому, что когда-нибудь мы будем представлять этот спектакль на Ленинскую премию, что многим показалось тогда очень наивным.

Со своей стороны мне хотелось пригласить Юрия Петровича на телевидение в передачу «Очевидное — Невероятное». Несмотря на то, что вне нашей группы я ни с кем об этом не говорил, включая и Юрия Петровича, об этом услышал С. Г. Лапин, который лично ко мне обратился с просьбой не приглашать Юрия Петровича пока, как сказал шеф ТВ, он занимает этот пост. Но в мире, как известно, секретов почти нет, то об этом узнал и Юрий Петрович и высказал мне свое «фэ»… Вскоре после ухода Лапина я пригласил Юрия Петровича, Ирину Антонову, Юрия Карякина и Альфреда Шнитке в передачу, где обсуждалась судьба культуры в современном мире. Запись передачи, которая прошла с большим успехом, велась в фойе театра на Таганке и, наверное, трудно было бы найти другое место, которое бы так точно отвечало тому, о чем мы говорили.




taganka@theatre.ru
 
  • карта сайта