Биография

Юрий Петрович Любимов — актер, театральный режиссер, создатель и художественный руководитель Театра на Таганке — родился 30 сентября 1917 года в городе Ярославле. По отцовской линии он происходит из крестьян. Его дед, человек трудолюбивый, набожный и строгий, обретя в 1861 году свободу, сумел создать крепкое хозяйство на полученном земельном наделе в деревне Абрамцево под Ярославлем. Сильной и независимой личностью был и отец. Женившись вопреки воле родителей на цыганке, он перевез семью в Ярославль и работал в одной из торговых фирм. Мать получила педагогическое образование и стала учительницей.

В 1922 году семья переехала в Москву. С началом репрессий под арест попадают мать и отец, а Юрий, его старший брат и младшая сестра становятся детьми «лишенцев» (тех, кто был лишен гражданских прав) и носят родителям передачи вплоть до их освобождения. Семья в сложившейся ситуации выстояла, никто ни от кого не «отказался». Приехал в Москву и выброшенный из собственного дома раскулаченный дед.

Воспитанию детей в семье уделялось большое внимание. Родители были страстными библиофилами, приобщали детей и к театру. Первые театральные впечатления Ю. Любимова связаны с «Синей птицей» и «Горем от ума» во МХАТе, видел он и знаменитые спектакли Мейерхольда «Лес», «Ревизор», а затем и «Даму с камелиями». Но как выходцу из непролетарской семьи ему пришлось оставить школу и поступить в электромеханический техникум (находившийся на Таганской площади, недалеко от того места, где сегодня расположен Театр на Таганке). Одновременно он занимался в хореографической студии, где учили по методу Айседоры Дункан.

В 1934 году Ю. Любимов был принят в студию при МХАТ-2, у истоков которого стоял М. Чехов. Уже через год на сцене этого театра в спектакле «Мольба о жизни» Ж. Деваля Ю. Любимов сыграл свою первую, пока эпизодическую роль. В этом спектакле, поставленном И. Берсеневым и оформленном В. Фаворским, играли С. Гиацинтова, И. Берсенев, С. Образцов… Но «Мольбе о жизни», несмотря на шумный успех, суждено было стать последним спектаклем МХАТ-2. В русле начавшейся кампании по борьбе с формализмом 27 февраля 1936 г. МХАТ-2 был закрыт. Власти не утруждали себя разъяснениями — во время вечернего спектакля артисты услышали эту новость по радио. Труппа была расформирована по разным театрам, а театральная студия упразднена.

В 1936 году Ю. Любимов поступил в училище при Театре им. Евг. Вахтангова и сразу же был введен на одну из эпизодических ролей в легендарную «Принцессу Турандот» в канонической еще постановке Евг. Вахтангова 1922 года. Одновременно он заметно для театральной общественности дебютировал ролью Клавдио в спектакле «Много шума из ничего» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт). А еще через год сыграл небольшую роль Связиста на одной сцене с Б. Щукиным в спектакле «Человек с ружьем» Н. Погодина (реж. Р. Симонов). Именно в этой роли на Ю. Любимова и обратил внимание В. Э. Мейерхольд и попросил Р. Симонова представить ему молодого актера. Встреча эта состоялась. В этом же 1937 году студент Ю. Любимов присутствовал на нескольких репетициях Мейерхольда, работавшего над «Борисом Годуновым» А. С. Пушкина.

В 1940 году, сыграв роль Пекаря в дипломном спектакле «Мещане» М. Горького, Ю. Любимов окончил театральное училище и был призван в армию.

С 1941 по 1946 год он служит в Ансамбле песни и пляски НКВД, организованном для поддержания духа войск. Программы для Ансамбля ставили С. Юткевич, Р. Симонов, Н. Охлопков, танцы — К. Голейзовский, музыку и песни писал Д. Шостакович, тексты Н. Эрдман и М. Вольпин, руководил актер М. Тарханов. Вместе с Ансамблем Ю. Любимов прошел через всю войну, выступая в роли конферансье, читая поэмы и разыгрывая интермедии порой в непосредственной близости от передовой. Ю. П. Любимов награжден Орденом Великой Отечественной Войны II степени (1996 г.) и медалями (подробно…).

После демобилизации Ю. Любимов вернулся в Театр им. Евг. Вахтангова и был зачислен в его труппу. На сцене этого театра с 1946 по 1964 год он сыграл свыше 30 ролей в спектаклях, поставленных Б. Захавой, Р. Симоновым, Н. Охлопковым, оформленных художниками В. Рындиным, К. Юоном, Н. Акимовым, В. Дмитриевым… Среди его ролей: Олег Кошевой («Молодая гвардия» А. Фадеева, 1947 г.), Крис («Все мои сыновья» А. Миллера, 1948 г.), Шубин («Накануне» И. Тургенева, 1948 г.), Кирилл Извеков (сценическая дилогия по романам «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К. Федина, 1950 и 1951 гг.), Тятин («Егор Булычов и другие» М. Горького, 1951 г. — Государственная премия СССР 1952 г.). В 1951 году Ю. Любимов принимает от Р. Симонова творческую эстафету его «звездных ролей» — Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, постановка 1942 г.), а в 1952 году — роль Бенедикта («Много шума из ничего» У. Шекспира, постановка 1936 г.). На сцене вахтанговского театра Ю. Любимов играет Треплева («Чайка» А. Чехова, 1954 г.), одну из самых загадочных ролей мирового репертуара, первым исполнителем которой в легендарном спектакле МХТ был молодой В. Мейерхольд. Кроме того, в репертуаре актера Ю. Любимова Ромео («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1956 г.) и Моцарт («Маленькие трагедии» А. C. Пушкина, 1959 г.) (подробно…).

Параллельно с работой в театре Юрий Любимов много снимается в кино, дебютировав там в 1941 году. Его приглашают в свои фильмы режиссеры: Г. Александров («Композитор Глинка», 1952 г.), Г. Козинцев («Белинский», 1952 г.), А. Довженко («Мичурин», 1949 г.; «Прощай, Америка», 1950 г.), И. Пырьев («Кубанские казаки», 1950 г.), М. Жаров (Беспокойное хозяйство«, 1946 г.), Н. Кошеверова (»Каин XVIII", 1963 г.). Ю. Любимов снимается в фильме «Три встречи» (1950 г.) режиссеров А. Птушко, В. Пудовкина и С. Юткевича и в фильмах-спектаклях, в основе которых знаменитые постановки Театра им. Евг. Вахтангова «Егор Булычов и другие» (1953 г.) и «Много шума из ничего» (1956 г.). Он играет Графа Зефирова в картине «На подмостках сцены» по сценарию Н. Эрдмана (реж. К. Юдин, 1956 г.) и роль Пятницы в «Робинзоне Крузо» (реж. А. Андриевский, 1947 г.). В 1975 году Ю. Любимов сыграл центральную роль в телевизионном фильме-спектакле А. Эфроса «Всего несколько слов в честь господина де Мольера». Всего у Юрия Любимова более двух десятков актерских работ в кино (подробно…).

Первый режиссерский опыт Ю. Любимова относится к 1959 году: на вахтанговской сцене он поставил пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». Два года Ю. Любимов посещает семинары любимого ученика К. С. Станиславского, актера и режиссера М. Кедрова, а затем становится преподавателем Театрального училища им. Б. Щукина. В 1963 году за шесть месяцев работы со студентами третьего курса он поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, показанный на учебной сцене Щукинского училища и ставший выдающимся явлением театральной жизни. Постановка потрясала, имела ошеломляющий успех, и резонанс был настолько велик, что усилия всех, кто включился в поддержку свежего начинания, не пропали даром. В результате Юрию Любимову было предложено возглавить Театр драмы и комедии, располагавшийся на Таганской площади и влачивший тогда жалкое существование. После долгих проволочек разрешили взять в труппу выпускников курса и снять спектакли прежнего репертуара театра.

Через год, 23 апреля 1964 года, спектаклем «Добрый человек из Сезуана» в Москве открылся новый театр — Театр на Таганке. С этого момента начинается стремительный и мощный режиссерский взлет Юрия Любимова. «Добрый человек из Сезуана» стал поистине революцией в театральном искусстве.

На сегодняшний день Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке около 50 спектаклей (подробно…). С момента рождения Театр на Таганке Юрия Любимова стал «островом свободы в несвободной стране». (Н. Эйдельман). Членами художественного совета театра были выдающиеся ученые П. Капица и Н. Флеров, такие известные писатели и поэты как А. Твардовский, Н. Эрдман, Ю. Трифонов, Б. Можаев, Ф. Абрамов, Ф. Искандер, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава; театральные критики Б. Зингерман, К. Рудницкий и А. Аникст; композиторы А. Шнитке и Э. Денисов, кинорежиссеры С. Параджанов и Э. Климов.

Над созданием спектаклей Ю. Любимов работал с композиторами Д. Шостаковичем («Павшие и живые», «Жизнь Галилея»), А. Шнитке («Ревизская сказка», «Турандот или Конгресс обелителей», «Пир во время чумы», «Живаго (Доктор)»), Э. Денисовым («Послушайте!», «Живой», «Обмен», «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Дом на набережной», «Три сестры», «Самоубийца», «Медея», «Подросток»), С. Губайдулиной («Перекресток», «Электра»), Н. Сидельниковым («Бенефис», «Деревянные кони»), В. Мартыновым («Братья Карамазовы», «Марат и маркиз де Сад», «Шарашка», «Хроники», «Евгений Онегин», «Театральный роман», «Сократ/Оракул», «Фауст») и др.; с художниками: Б. Бланком («Добрый человек из Сезуана», «Евгений Онегин», «Театральный роман»), Д. Боровским («Живой», «Мать», «Час пик», «Что делать?», "А зори здесь тихие, «Гамлет», «Под кожей Статуи Свободы», «Товарищ, верь…», «Деревянные кони», «Пристегните ремни», «Обмен», «Мастер и Маргарита», «Перекресток», "Преступление и наказание, «Турандот, или Конгресс обелителей», «Дом на набережной», «Владимир Высоцкий», «Самоубийца», «Электра», «Медея», «Шарашка»), Э. Стенбергом («Антимиры», «Жизнь Галилея», «Послушайте!», «Берегите ваши лица», «Бенефис», «Мастер и Маргарита»), Ю. Васильевым («Павшие и Живые», «Пугачев», «Мастер и Маргарита»), Э. Кочергиным («Ревизская сказка»), С. Бархиным и М. Аникстом («Тартюф», «Мастер и Маргарита»), Ю. Кононенко («Три сестры»), А. фон Шлиппе («Живаго (Доктор)», «Подросток»), А. Фрейбергсом («Хроники»), В. Бойером («Марат и маркиз де Сад»), Б. Мессерером («Фауст») и другими.

К середине семидесятых годов Таганка становится одним из театральных центров мира. Ж. Вилар посещал Театр на Таганке и дал очень высокую оценку его стилю и эстетике. На Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии (1976 г.) спектакль «Гамлет» в постановке Ю. Любимова с В. Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при. Первую премию Ю. Любимов получает и на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи» (1980 г.).

В 1974 году в Ленинградском Малом театре оперы и балета Ю. Любимов ставит балет «Ярославна» на музыку Б. Тищенко. А в 1975 году на сцене миланского театра «Ла Скала» он поставил свой первый оперный спектакль «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно. С тех пор Ю. Любимовым поставлено около 30 новаторских оперных спектаклей на лучших сценах мира: миланской «Ла Скала», парижской Гранд Опера, лондонского театра Ковент Гарден, оперных театров Гамбурга, Мюнхена, Бонна, Карлсруе, Штуттгарта, Цюриха, Неаполя, Болоньи, Турина, Флоренции, Будапешта, Чикаго (подробно…).

В 1980 году умирает Владимир Высоцкий. Театр готовит спектакль памяти легендарного артиста и поэта. Этот спектакль власти запрещают. В 1982 году запрещают и следующую постановку Ю. Любимова — «Борис Годунов» А. С. Пушкина. С запретами театр встретился не впервые. Раньше, в 1968 году, был запрещен спектакль «Живой» Б. Можаева, в 1970 году спектакль «Берегите ваши лица» А. Вознесенского был запрещен уже после премьеры и прошел только три раза. К 1983 году в театре складывается невыносимая ситуация: запрещены не только подряд два новых спектакля, но и репетиции «Театрального романа» М. Булгакова. По приглашению Ассоциации Великобритания — СССР Юрий Любимов выезжает в Англию для постановки «Преступления и наказания» Ф. Достоевского в лондонском театре Лирик. После ряда интервью западным журналистам в марте 1984 года Ю. П. Любимова освобождают от должности художественного руководителя созданного им Театра на Таганке, затем последовал указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1984 года за подписью К. Черненко о лишении Юрия Любимова советского гражданства. Само имя его не только снимают со всех афиш и программок Театра на Таганке, но даже упоминание о нем ставят под запрет.

За годы вынужденной эмиграции Юрий Любимов много работал на Западе. Его постановки «Преступления и наказания» в Австрии, Англии, США и Италии удостоены высших театральных премий, «Бесы» в исполнении лондонского театра «Альмида» гастролировали по всей Европе, в том числе в парижском Театре Европы по приглашению Джорджо Стрелера. По приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре Любимов поставил «Пир во время чумы» А. С. Пушкина (1986 г.) и «Мастера и Маргариту» М. Булгакова (1988 г.).

С изменением политической ситуации в стране стало возможным возвращение Ю. П. Любимова в Россию. В мае 1988 года Юрий Любимов приехал в Москву, и приезд его стал одним из важнейших событий общественной жизни — по праву он был воспринят как подлинное торжество справедливости. Любимов восстановил запрещенного прежде «Бориса Годунова», тогда же был восстановлен и спектакль «Владимир Высоцкий». В следующем, 1989 году состоялась премьера «Живого» Б. Можаева — через 21 год после запрета постановки. В том же 1989 году Ю. П. Любимову вернули советский паспорт, а его имя как художественного руководителя и постановщика спектаклей спустя шесть лет вновь появилось на афишах Таганки.

После возвращения Мастера в страну на Таганке им были поставлены спектакли: «Пир во время чумы» А. С. Пушкина (1989 г.), «Самоубийца» Н. Эрдмана (1990 г.), «Электра» Софокла (1992 г.), «Живаго. (Доктор)» Б. Пастернака (1993 г.), «Медея» Еврипида (1995 г.), «Подросток» Ф. М. Достоевского (1996 г.), в котором уверенно заявили о себе принятые в труппу выпускники набранного Ю. Любимовым в 1990 году нового актерского курса Щукинского училища.

С 1997 года Любимов сознательно отказывается от ряда контрактов на Западе, решив целиком посвятить себя только своему театру. Спектакли словно помолодели, а к Таганке пришло второе дыхание. В 1997 году создатель Театра на Таганке отметил свое восьмидесятилетие премьерой спектакля «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. 11 декабря 1998 года премьерой «Шарашки» по роману «В круге первом» был отмечен 80-летний юбилей А. И. Солженицына. А месяцем раньше этого же года была показана премьера «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса. В 1999 году к 35-летию театра Юрий Любимов поставил с молодыми актерами новую редакцию брехтовского «Доброго человека из Сезуана», ставшего символом легендарной Таганки.

Последовавшие затем одна за другой премьеры Театра на Таганке — спектакли «Хроники» У. Шекспира, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Театральный роман» М. Булгакова в 2000 году и новая редакция «Живаго (Доктор)» Б. Пастернака и «Сократ/Оракул» К. Кедрова и Ю. Любимова в 2001 году — стали ярким событием как для традиционных таганских зрителей, сохраняющих верность театру Юрия Любимова на протяжении десятилетий, так и для нового поколения театралов.

Никогда еще Театр на Таганке так часто не выезжал на гастроли. За последние пять лет труппа не раз побывала в Японии, Гонконге, Греции, Германии, Хорватии, Финляндии, Франции, США, Италии, Турции, Израиле, Чехии, Венгрии, Колумбии, Португалии, Испании…

За свои постановки Юрий Любимов был удостоен высших наград и премий (подробно…).

Разработавший собственную систему воспитания актеров, Юрий Любимов проводит мастер-классы и за рубежом. Лишь в Италии он работал с актерами в Риме, Милане, Болонье, Турине, Аквиле, Неаполе…

Сегодня на сцене Театра на Таганке играет три поколения московских учеников Любимова. В 2001 году Юрий Любимов набрал новых студентов на отделение «Музыкального театра» РАТИ (ГИТИС), и они уже заняты в его постановках.

Свой 85-летний юбилей 30 сентября 2002 года Юрий Любимов отмечает премьерой спектакля «Фауст» И. В. Гете в Театре на Таганке.

Жена Юрия Петровича Любимова, Каталин, окончила филологический факультет МГУ и факультет журналистики Будапештского университета. Помимо пяти языков она в совершенстве владеет и русским. Каталин Любимова сознательно отказалась от личной карьеры, и вот уже почти четверть века помогает Любимову во всех его начинаниях, став ему надежной опорой в радостях и тревогах (подробно…).

Их сыну Петру 23 года. Он учился в Израиле, Аттестат зрелости получил в Кембридже, прошел стажировку в Италии, а сейчас заканчивает учебу в английском университете.





taganka@theatre.ru
 
  • Билеты по приемлемым ценам продажа билетов в большой театр.
  • Концертный зал концерт Дениса Мацуева-www.proafisha.ru
  • карта сайта